/* */ Антитеррор

Версия сайта для слабовидящих

Антитеррор

 

 

Памятка по действиям в целях предупреждения террористических актов

 

 Уважаемые ученики, учителя, родители!

 

Убедительно просим Вас: совершая поездки в общественном транспорте, посещая общественные места, обращайте внимание на оставленные сумки, свертки, коробки и другие предметы, в которых могут находиться взрывные устройства.

 

Если Вы обнаружили подозрительный предмет:
- в учебном заведении: немедленно сообщите о находке администрации школы или службе безопасности;
- в общественном транспорте: немедленно сообщите о находке кондуктору или водителю;
- в подъезде или на улицах: немедленно сообщите о находке в отделение полиции.

 

При обнаружении подозрительного предмета не вскрывайте и не передвигайте опасный предмет, исключите использование средств радиосвязи, мобильных телефонов, способных вызвать срабатывание радиовзрывателя!
Контактные телефоны, по которым Вы можете ежесуточно сообщить:
01 – служба спасения;
02 – полиция;
03 – скорая помощь;

С мобильного телефона:
112 – Мегафон;
0110 – МТС;
001 – Билайн;
010 – Теле-2.

 

Возможные признаки подготовки к совершению террористических актов.

При планировании и подготовке террористических актов преступники, как правило, проводят ряд подготовительных действий, имеющих соответствующие признаки, позволяющие выявить опасность. К таким признакам могут относиться:

появление лиц, в поведении которых усматривается изучение обстановки
в окружении объекта, повышенный или слабо мотивированный интерес к определенным аспектам его деятельности;

неоднократное появление подозрительных лиц у выбранных объектов, проведение ими фото — и видеосъемки, составление планов, схем и т. п.;

необоснованное вступление незнакомцев в контакт с персоналом объектов и его охраны, выведывание у них режима работы, обеспечения безопасности и т. д.;

проникновение в подвалы и на чердаки зданий лиц, которые не имеют отношения
к их техническому обслуживанию;

поиск лиц, готовых за солидное вознаграждение выполнить малозначимую работу (передача пакета, свертка, посылки);

обнаружение оставленных без присмотра и «забытых» сумок, портфелей коробок и иных предметов в местах с массовым пребыванием людей. При этом на предметах могут быть видны источники электропитания, электропровода, антенны, средства связи (мобильные телефоны, радиостанции) и т. д.

Приготовление преступников к совершению теракта с использованием автотранспорта также имеет ряд признаков, совокупность которых может позволить заблаговременно выявить опасность:

подержанный легковой автомобиль распространенной модели, в т. ч. отечественного производства;

заметное пренебрежительное отношение к техническому состоянию и внешнему виду автомобиля со стороны водителя;

парковка автомобиля в непосредственной близости от мест с массовым пребыванием людей (в т. ч. с нарушением правил дорожного движения);

необъяснимое замешательство, растерянность или испуг водителя и пассажиров транспортного средства при внезапном обращении к ним;

нахождение внутри салона автомобиля объемных сумок, коробок, мешков и т. д.;

длительное нахождение незнакомого транспортного средства вблизи мест
с массовым пребыванием людей, зданий детских садов, школ, органов власти и управления.

Действия при обнаружении подозрительных предметов

1. Обеспечить полную неприкосновенность обнаруженного предмета – его запрещается передвигать, поднимать и т. д. При возможности – огородить место обнаружения.

2. Произвести внешний осмотр предмета с целью обнаружения возможных признаков самодельного взрывного устройства. Во время осмотра прикасаться
к обнаруженному предмету категорически запрещено (равно как и нарушать целостность его внешней оболочки).

3. Опросить находящихся поблизости людей с целью установления возможной принадлежности обнаруженного предмета конкретному лицу.

4. В случае возникновения подозрений о том, что обнаруженный предмет может представлять опасность – постарайтесь сделать так, чтобы находящиеся поблизости люди покинули возможную опасную зону, а также немедленно позвонить в Единую дежурно-диспетчерскую службу города Вологды по тел. 01 или УМВД России по г. Вологде
по тел. 02;

5. Запрещается использовать вблизи от места нахождения подозрительного предмета беспроводные средства связи (мобильные телефоны, радиостанции).

Действия при обнаружении подозрительных лиц

В случае обнаружения подозрительных лиц необходимо выполнить следующие действия:

1. Незамедлительно сообщить о них в в Единую дежурно-диспетчерскую службу города Вологды по тел. 01 или УМВД России по г. Вологде по тел. 02, при этом важно указать их приметы и точное место нахождения (направление движения).

2. Не принимать самостоятельных попыток к задержанию.

3. Не привлекая внимания – осуществлять наблюдение за лицами, вызывающими подозрение. В ходе наблюдения зафиксировать количество лиц, точные приметы внешности, одежды и имеющихся при них предметов, марки и номера используемых автомобилей, направление движения.

Поведение в местах массового пребывания людей

Террористы часто выбирают для своих атак места массового пребывания людей. Помимо собственно поражающего фактора террористического акта, люди гибнут и получают травмы еще и в результате давки, возникшей вследствие паники. Поэтому необходимо помнить следующие правила поведения в местах массового скопления людей:

1. Наиболее безопасным является место, расположенное как можно дальше от середины толпы, трибун, мусорных контейнеров, ящиков, оставленных пакетов и сумок, стеклянных витрин, заборов и оград.

2. В случае возникновения паники необходимо снять с себя галстук, шарф, шейный платок и т. д. (чтобы не зацепиться или и не спровоцировать удушение).

3. При давке необходимо освободить руки от всех предметов (бросить сумку, зонт и т. п.), согнуть их в локтях и прижать к корпусу в целях защиты от сдавливания грудной клетки, застегнуть одежду на все пуговицы.

4. Следует всеми силами держаться на ногах, не упасть, избегать мест наибольшего скопления и давления – сужений, выступов и т. д..

5. В случае падения необходимо свернуться клубком на боку, резко подтянуть ноги и постараться встать по ходу движения толпы.

6. Не стоит привлекать к себе внимание громкими репликами, выкрикиванием лозунгов, приближаться к агрессивно настроенным лицам или группам лиц, вмешиваться в происходящие стычки.

7. Нельзя вливаться в толпу сбоку, нагибаться, поднимать с пола оброненные предметы, хвататься за деревья, столбы, ограду, поднимать руки над головой (сдавят грудную клетку) или опускать их вниз (при сжатии толпы их не удастся поднять согнутыми на уровень солнечного сплетения и защититься от сдавливания).

8. Ни в коем случае не идите против движения толпы. При первой же возможности покиньте толпу. Выходить из толпы необходимо, двигаясь в попутном направлении и постепенно смещаясь в сторону.

 

В момент возникновения угрозы:

 1. Сообщить о случившемся в УВД по городу Вологде по телефону «02».

 2. Эвакуировать детей и персонал из здания школы (с проверкой наличия и размещением детей, организацией передачи их родителям).

 3. Силами технического персонала и учителей организовать охрану здания школы с целью не допустить в здание посторонних (для исключения мародерства) до прибытия следственно-оперативной группы УВД по городу Вологде.

 4. Привести в готовность все средства пожаротушения в школе (внутренние пожарные краны, огнетушители и др.).

 5. При эвакуации ввести в действие План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.

 6. Встретить следственно-оперативную группу и сообщить старшему:

    — о наличии людей в школе;

    — передать план расположения школы и план расположения помещений школы, при возможности указав, где находится взрывное устройство или предмет, похожий на него;

    — передать другие сведения, имеющие ценность для оперативной группы (кто мог позвонить о закладке взрывного устройства, оставить предмет, похожий на него, кто из посторонних лиц и с какой целью приходил в школу и т. д.).

7. Оставаться со следственно-оперативной группой до конца обследования здания школы и выполнять требования старшего группы об открытии помещений или о приглашении учащихся и учителей для проведения следственных действий.

8. К занятиям в школе приступать только после выдачи акта об отсутствии взрывного устройства в школе за подписью начальника следственно-оперативной группы.

При срабатывании взрывного устройства:

1. Сообщить о случившемся дежурному УВД по городу Вологде по телефону «02».

2. Выяснить обстановку (место взрыва, наличие пострадавших, имеется или нет возгорание и т. д.).

3.Организовать эвакуацию детей из школы (с проверкой наличия и размещением детей, организацией передачи их родителям).

4. Организовать вынос пострадавших и помощь им силами персонала школы установить место сбора пострадавших.

5. Организовать встречу пожарных, «скорой помощи», полиции и сообщить им:

- о наличии и местонахождении пострадавших;

- передать план расположения помещений школы с указанием места срабатывания взрывного устройства о возможном местонахождения пострадавших;

- другие имеющиеся сведения.

6. Выяснить, кто пострадал при срабатывании взрывного устройства, и сообщить об этом их родителям или родственникам.

7. Оказать возможную помощь сотрудникам УВД по городу Вологде при проведении следственных действий.

При захвате школьников или персонала в заложники:

1. Немедленно вывести не захваченный персонал и учащихся из здания школы (организовать проверку учащихся, учителей и персонала, передачу детей родителям).

2. Сообщить о случившемся дежурному УВД по городу Вологде по телефону «02» и оперативному дежурному ЕДДС города Вологды: «72-45-00».

3. Уточнить местонахождение террористов и заложников, их требования, психическое состояние.

4. Организовать наблюдение за зданием школы с целью не допустить проникновения в него посторонних.

5. Организовать встречу следственно-оперативной группы УВД по городу Вологде, сообщить все сведения, которыми вы обладаете о террористах и захваченных ими школьниках. Передать следственно-оперативной группе план расположения помещений школы.

Действия персонала при обнаружении подозрительного предмета:

1. Немедленно лично или через посыльного сообщить о случившемся директору школы или лицу, его замещающему.

2. Убрать от подозрительного предмета всех окружающих на безопасное расстояние (вывести из помещения, где оно обнаружено).

3. Не подходить и не прикасаться к подозрительному предмету.

4. Не пользоваться около подозрительного предмета радиотелефоном и мобильным.

Не пытаться самим определить тип взрывного устройства путем его разбора или разворачивания упаковки.

Памятка лицу, получившему сообщение с угрозой минирования здания школы:

1.Постарайтесь установить контакт с анонимом при этом:

- попытайтесь выяснить мотивы минирования;

- попытайтесь уговорить его не совершать этот поступок;

- выясните мотив минирования, какие требования выдвигает аноним;

- задавайте различные уточняющие вопросы, провоцируйте его проговориться   и сообщить о себе какие-либо данные.

2. По окончании разговора немедленно заполните лист наблюдения, где укажите: возможный пол, возраст, интонацию голоса, наличие дефектов речи, ее высоту и тембр, наличие звукового (шумового) фона, предполагаемое психическое состояние позвонившего.

3. Зафиксируйте точное время поступления к вам звонка

4. По окончании переговоров немедленно сообщите об угрозе и ваших наблюдениях директору школы или лицу, его замещающему.

 

Руководство школы в связи с обострением совершения террористических актов, обращается к учащимся, педагогам, техническому персоналу проявлять бдительность и осторожность, незамедлительно сообщать информацию об обнаружении оставленных без присмотра в подъездах, подвалах и чердаках жилых домов, городском транспорте, в местах массового скопления населения (рынки, автовокзал и т. д.) вещей, сумок, пакетов, коробок.

Террористы-преступники используют пустующие подвальные помещения в многоэтажных домах, бесхозные долго стоящие и никем невостребованные транспортные средства, снимают в наем квартиры для закладки взрывных устройств.

Особое внимание следует обращать на граждан, имеющих при себе различные пакеты, свёртки, сумки, проявляющих настороженность и беспокойство, пытающихся передать эти вещи другим гражданам на временное хранение или избавиться от них иным способом.

К сожалению, терроризм использует негативные качества и ошибки людей, такие как: алчность, стяжательство, человеконенавистничество, беспечность, халатность, их пособниками становятся преступники, лица без определенного места жительства, психологически неуравновешенные лица, пьяницы, наркоманы.

В целях предотвращения террористических актов обязательному сообщению в органы внутренних дел подлежит ставшая известной Вам информация:

- о попытках незаконного проезда на территорию школьного двора транспорта с гражданскими номерами других регионов;

- о попытках посторонних лиц получить информацию о распорядке дня школы, порядке смен суточного дежурства, срабатывании сигнализации;

- о попытках проникновения па территорию школы посторонних лиц;

- о выходе из строя в результате внешнего воздействия (порчи) технических средств сигнализации, телефонной связи, системы энергоснабжения.

Необходимо помнить, что для закладки взрывных устройств и взрывчатых веществ в дошкольных и общеобразовательных учреждениях террористы используют предметы обихода (детские игрушки, видеокассеты, книги, портфели, дипломаты и другие предметы).

В целях предотвращения установки террористами взрывных устройств необходимо:

- ужесточит пропускной режим;

- блокировать (ликвидировать) места возможного незаконного проникновения на территорию;

- обеспечить ежедневный обход должностными лицами наиболее опасных мест, участков территории, помещений;

- обеспечить всестороннюю проверку посторонних лиц, временно привлекаемых для проведения работ в школе и на территории, прилегающей к ней.

В случае обнаружения подозрительных предметов, мин, взрывных устройств (угрозе взрыва) в здании и на территории, прилегающей к учебному учреждению НЕОБХОДИМО:

- открыть окна и двери для уменьшения действия ударной волны;

- не трогая предмет зафиксировать время его обнаружения и немедленно сообщить информацию в дежурную часть УВД по городу Вологде по телефону – «02»;

- действовать в соответствии с указаниями педагогов и старших руководителей, не поддаваться панике;

- при нахождении подозрительного предмета в помещении организовать и провести эвакуацию детей и взрослых из опасной зоны;

- путем опроса очевидцев, принять меры к установлению принадлежности предмета (чей, кто принес, когда);

- обеспечить беспрепятственный проезд к месту лиц, прибывших для саперного и кинологического обследования, проведения расследования;

- обеспечить присутствие свидетелей до прибытия лиц, проводящих расследование.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

- трогать и передвигать подозрительный предмет;

- заливать предмет жидкостями, засыпать порошками, накрывать материалом;

- оказывать на него температурное, звуковое, механическое и электромагнитное воздействие.

В случае поступления угрозы теракта по телефону:

- по возможности зафиксировать номер телефона звонившего и записать разговор;

- в ходе разговора по возможности определить пол и возраст звонившего, особенности речи: тембр, акцент, дефекты и т. д.

- обратить внимание на звуковой фон места, откуда ведется разговор: звук машин, поездов, посторонние голоса и т. д.

- зафиксировать время начала и продолжительность разговора;

- стараться, как можно дольше, поддерживать разговор, пытаясь выяснить мотивы, побудившие осуществить данный звонок;

- если не удается зафиксировать номер телефона, либо разговор прерван по инициативе звонившего, не кладя трубку на рычаг телефонного аппарата, позвонить в милицию с другого телефона;

- сообщить руководству школы о поступившем звонке и приступить к немедленной эвакуации учащихся и персонала школы в безопасное место.

 

При получении информации об угрозе совершения террористического акта или возникновении нештатной ситуации, угрожающей жизни и здоровью обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения руководитель образовательного учреждения (лицо его заменяющее) ОБЯЗАН:

1. Оценить информацию в плане ее объективности, полноты и своевременности.

2. Организовать экстренную эвакуацию людей из зоны возможного поражения (террористического устремления), исключая панику, суету и столпотворение. При необходимости вызвать скорую помощь и пожарную охрану, до прибытия служб экстренной помощи организовать мероприятия по ликвидации последствий теракта и оказание первичной медицинской помощи пострадавшим.

3. Лично доложить о происшедшем:

- начальнику Управления образования Администрации города Вологды по телефону;

- дежурные службы по телефонам.

Информация должна содержать: наименование организации, ее точный адрес, характер происшествия, возможные последствия, известные места нахождения злоумышленников, сведения о наличии у них огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и иных средств террора, единомышленников вне учреждения, требования выдвигаемые преступниками.

4. Организовать, по возможности, оцепление места происшествия имеющимися на объекте силами и средствами, обеспечив сохранность и неприкосновенность всех предметов, связанных с событием.

5. Принять меры по фиксации точного времени происшествия, участников и очевидцев, а также посторонних лиц, оказавшихся накануне и после событий на территории объекта.

6. Силами работников объекта принять меры по усилению охраны и пропускного режима учреждения.

7. Исключить использование на объекте средств радиосвязи, включая мобильные телефоны.

8. Обеспечить подъезд к месту происшествия и условия для работы представителям правоохранительных органов, медицинской помощи, пожарной охраны, аварийных служб. Выделить работников учреждения, способных быть консультантами оперативного штаба по проведению контртеррористической операции.

9. Проверить выполнение отданных ранее распоряжений.

При получении информации об угрозе совершения террористического акта или возникновении нештатной ситуации, угрожающей жизни и здоровью обучающихся (воспитанников) и работников образовательного учреждения дежурный образовательного учреждения ОБЯЗАН:

1. Убедиться в ее объективности, незамедлительно приняв меры по перепроверке первичного сообщения.

2. Лично доложить о случившемся руководителю образовательного учреждения.

Информация должна содержать возможные полные данные о:

- времени происшествия, источнике информации и подтверждающих ее фактах;

- о злоумышленниках, их численности, местах сосредоточения, наличии у них средств террора, вероятных путях проникновения на территорию объекта, выдвигаемых требованиях, психоэмоциональном состоянии;

- участке объекта (месте учреждения), где произошла нештатная ситуация, количестве в нем детей и работников.

3. Отдать распоряжение об усилении пропускного режима и охраны в учреждении с одновременным информированием о нештатной ситуации ответственного за пропускной режим.

4. Применить средство тревожной сигнализации.

5. По самостоятельной инициативе не вступать в переговоры с террористами.

6. Выполнять требования злоумышленников, не связанные с угрозами жизни и здоровья людей, при этом не рисковать жизнью окружающих и своей, не провоцировать террористов к применению оружия.

7. По возможности обеспечить документирование первичной информации о нештатной ситуации и принимаемых мерах на любых носителях информации, которые первой возможности передать руководителю образовательного учреждения или в правоохранительные органы.

8. Организовать контроль за развитием ситуации и оперативное информирование руководства.

 

В образовательном учреждении руководство по противодействию терроризму и экстремизму осуществляет его штатный руководитель. Для организации практических действий и работы с документами по этим вопросам решением руководителя назначается один из сотрудников, обладающий опытом руководящей работы, а также лицо его дублирующее (он же его помощник).

В более крупных коллективах создается антитеррористическая группа (4–5 человек) сотрудников учреждения, возглавляемая одним из заместителей руководителя учреждения. Члены группы назначаются с тем расчетом, чтобы были охвачены все направления антитеррористической и антиэкстремистской деятельности.

Планирование работы в образовательном учреждении

Осуществляется на квартал, на год. В план работы включаются: совещания по вопросам противодействия терроризму и экстремизму, инструктажи и тренировки, практические мероприятия по выполнению решений антитеррористических, решений руководителя образовательного учреждения, мероприятия по осуществлению контроля и оказания помощи на местах, работа по подготовке методических материалов, разработке инструкций и памяток, планов проведения тренировок, учений и др.

Руководитель образовательного учреждения утверждает систему по противодействию экстремизму и терроризму, которая включает в себя: периодичность проведения совещаний, инструктажей; периодичность контроля за выполнением основных мероприятий в образовательном учреждении; организацию взаимодействия с УВД по городу Вологде, с МУ «Центр гражданской защиты города Вологды», родительской общественностью и мероприятия проводимые вместе с ними; сроки проведения различных культурно-спортивных и других массовых мероприятий, мероприятия по обеспечению безопасности их проведения; доклады о выполненных мероприятиях в вышестоящие инстанции.

Учет, отчетность и особенности ведения дел в образовательном учреждении у руководителя учреждения (у помощника руководителя, ответственного за антитеррористическую и антиэкстремистскую работу в учреждении) должны быть дела:

с руководящими указаниями федеральных органов, распорядительными документами Министерства образования, Управления образования Администрации города Вологды, Администрации города Вологды, приказами руководителя объекта;

переписка по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;

планы работы образовательного учреждения, материалы практических проверок, проведенных тренировок, доклады и отчеты;

паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) объекта, план охраны образовательного учреждения и обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий, план схемы охраны образовательного учреждения и другие материалы об объекте его характеристике и охране.

 

Чаще всего к телефонному хулиганству прибегают дети, в той или иной мере переживающие кризисное состояние. Именно это состояние может вызвать негативные изменения в восприятии окружающей обстановки для переживающих его. Эти изменения часто происходят неожиданно и приводят человека к ощущению своей уязвимости и беспомощности.

Такими кризисами для ребенка могут стать: сложные взаимоотношения с родными и близкими, конфликтные ситуации с педагогами, нарушенные взаимоотношения со сверстниками, смерть близких, знакомых (особенно самоубийство), грубое насилие (например, групповые «разборки»), захват заложников, пожар в школе или природные бедствия (например, наводнение или ураган) и др.

Любые негативные ситуации легче предотвращать, чем исправлять. Поэтому важна профилактическая работа по предупреждению кризисных ситуаций в школе, следствием которых могут быть хулиганские телефонные звонки, получившие название «телефонный терроризм».

Пытаясь совладать с психологическими и эмоциональными последствиями совершенного поступка, некоторые дети и подростки могут отрицать либо факт самого происшествия, либо его последствия. Учащиеся (воспитанники), которые используют отрицание как средство справиться с произошедшей ситуацией, должны быть уличены в мягкой, но прямолинейной манере. Подобная ситуация может вызвать гнев и негодование ребенка. Со временем и при поддержке взрослых учащийся (воспитанник), как правило, начинает понимать реальность произошедшего.

На всех этапах работы с учащимся, уличенным в телефонном хулиганстве (терроризме), со стороны образовательного учреждения должна быть обеспечена психолого-педагогическая поддержка. Психолог либо классный руководитель участвуют во всех беседах, проводимых с ребенком специалистами правоохранительных органов.

В сложившейся ситуации важно помнить и об обязательной психолого-педагогической работе с родителями учащегося. Учителя проводят большое количество времени со своими учениками и, достаточно хорошо зная их, способны оказать ребятам своевременную помощь. Однако самим педагогам необходимо быть спокойными и контролировать своих учеников в то время, когда они могут испытывать прилив эмоций, связанных со сложившейся ситуацией.

После получения информации, связанной с происшествием, и разрешения руководителя образовательного учреждения педагогам следует проконсультироваться со школьным психологом или специалистом антикризисного подразделения относительно наиболее удачной стратегии действий в подобных ситуациях.

Учащемуся обязательно нужно предоставить возможность объяснить свои эмоции и поступки относительно произошедшего. Необходимо поговорить со школьником, уличенным в телефонном хулиганстве, о том, что он может испытывать в связи с произошедшим (к примеру, сильные негативные эмоции, чувство страха, обиды, мести и т. п.).

Учителю нужно помнить, что период прохождения сильных эмоциональных реакций после завершения ситуации обычно длится от одной до шести недель. Поэтому некоторые ученики могут отреагировать на произошедшее днями или неделями позже. Учителя должны иметь в виду это и оставаться настороже некоторое время после событий.

Некоторые дети могут пытаться убедить окружающих, что они не задеты этим событием, а потом внезапно продемонстрировать сильную эмоциональную реакцию.

Когда ученик сможет поделиться своими чувствами, учителям необходимо выслушать его в некритичной и не оценивающей манере. Ученику должна быть предоставлена возможность выразить происшедшее через различные средства коммуникации, например, письмо.

Важно, чтобы учителя контролировали свои эмоции во время работы с учащимися. Дети имеют привычку смотреть на взрослых, чтобы подражать их реакции. Учитель, испытывающий эмоциональные трудности, может быть не лучшим примером для подражания. Если классный руководитель не в состоянии адекватно действовать в сложившейся ситуации, то другой педагог должен немедленно заменить его или помочь в работе.

Важно выявить объективную причину поведения учащегося и дать оценку сложившейся ситуации. В некоторых случаях для решения этой задачи необходимо обратиться за помощью к школьному психологу.

В целях предупреждения противоправных действий со стороны учащихся классные руководители должны стараться выявить школьников, которые находятся в кризисных состояниях и нуждаются в индивидуальной помощи и поддержке.

Прежде всего требуют внимания ученики, которые:

- в течение длительного времени не выполняют школьные задания при условии, что большинство сверстников справляются с работой;

- отличаются высоким уровнем эмоциональных реакций, например, агрессивностью, плачем, слезливостью;

- часто выглядят подавленно, не желают общаться;

- отличаются низкой успеваемостью и слабым уровнем концентрации внимания;

- высказывают суицидальные намерения или преднамеренно наносят себе телесные повреждения;

- замечены в употреблении алкоголя или наркотиков, других психоактивных веществ;

- набирают или теряют значительный вес за короткий период времени;

- перестают обращать внимание на личную гигиену.

С течением времени, при правильной поддержке со стороны школьного персонала и семьи, учащийся сможет адекватно оценить свой поступок. Он станет позитивно рассматривать все предъявляемые ему требования.

Однако есть учащиеся, которые будут продолжать переживать кризисные состояния и испытывать поведенческие проблемы в школе. Этим школьникам потребуются дальнейшая индивидуальная помощь.

1.jpg 2.jpg 3.jpg 4.jpg 5.jpg